Фитодизайн для здоровья. Сервис индивидуального подбора живых, полезных и красивых растений :): Что такое медицинский фитодизайн и почему ему можно учиться только у врачей?

Что такое медицинский фитодизайн и почему ему можно учиться только у врачей?

Медицинский фитодизайн (МФД), как научное направление, возник в СССР в конце 70-x годов ХХ века. Теоретическое обоснование он получил в работах известного советского учёного А.М.Гродзинского, а затем - его коллег и последователей. МФД делится на две большие части – для помещений и для открытого грунта. При этом известно несколько технологий, позволяющих использовать одни и те же растения по этим двум направлениям.
Ранее учёными было предложено введение в интерьеры лекарственных и эфирномасличных тропических и субтропических видов растений с заведомо известными лечебными свойствами. Создание фиторекреаций различного размера (от 1 минигоршка до целого городского парка) с использованием подобранного ассортимента видов растений для профилактики и лечения инфекционных заболеваний выделено в особое направление – медфитодизайн (медицинский фитодизайн). Оно находится между 7 основными науками и специальностями – фитотерапия, ландшафтный дизайн, дизайн интерьера, флористика, ботаника, экология и ароматотерапия.
Выделение ЛФОВ растениями – физиологическая реакция, рассматриваемая как общее свойство всех живых организмов от бактерий, насекомых до животных. В выделяемом растениями комплексе ЛФОВ содержаться самые разнообразные соединения: терпены, спирты, альдегиды, кетоны, алкалоиды, эфирные масла, флавоны, органические кислоты и т.д. В нем обнаружены и специфические вещества, такие как флоризин, абсинтин, кумарин, агропирен, эскулин, скополетин. При этом компонентный состав ЛФОВ испаряемых в атмосферу отличается от эндогенного - содержащегося в растениях. Одним из самых изученных компонентов ЛФОВ являются эфирные масла. Считается, что на долю эфирных масел приходиться 80-90% от всего объема ЛФОВ.
На накопление и качественный состав ЛФОВ влияют фаза вегетации, инсоляция, влажность, климатические условия, почва и т.д. На протяжении последних почти 80 лет в области использования эфирных масел и летучих фитоорганических веществ, выделяемых растениями, используемые для санации помещений часто использовали термин «фитонциды». Этот термин был предложен советским ученым Б.П. Токиным в 1928 году. Работая в Средней Азии, он заметил, что блюда, приготовленные на базарах, в антисанитарных условиях, не вызывают инфекционных  заболеваний.  Он  исследовал  вещества,  содержащиеся  в  пряностях,  и обнаружил, что антисептический эффект вызывают именно летучие компоненты. Эти «летучие яды растений» он и предложил назвать «фитонцидами». Этот термин стали использовать для обозначения класса летучих веществ, выделяемых растениями, обладающих антимикробными свойствами. Б.П. Токин писал: «… нельзя отождествлять летучие фитонциды и эфирные масла, которые весьма вероятно, являются измененными летучими фракциями фитонцидов. Так, ряд растений (береза, дуб и др.), не содержащих эфирных масел, обладают выраженными фитонцидными свойствами. Ранние листья дуба, например, на расстоянии убивают различных микробов. Если извлечь из листьев черной смородины все железки с эфирными маслами, то такой лист, без следов эфирных масел, тоже выделяет летучие фитонциды, оказывающие бактерицидное действие. Эти фитонциды обычно называют «нативными антимикробными веществами растений». Расцвет в области изучения «фитонцидов» приходился на 1950-1980  гг.  Были  проведены  исследования  противобактериального,  антивирусного,  иммунтропного и других терапевтических эффектов веществ из разных классов соединений (алкалоидов, гликозидов, флавоноидов, дубильных веществ), выделенных из растений, и в частности именно – эфирных масел. Тогда и произошла подмена понятий – под фитонцидами стали понимать именно эфирные масла. Так, например, в книгах «Фитонциды в эргономике», «Фитоэргономика», «Фитонциды в медицине», все исследования проведены только на эфирных маслах. 
Эфирные масла образуются во всех частях растений, но количественное распределение их по частям растения обычно неодинаково. Листья, цветки, почки, плоды, корни и корневища являются в большинстве случаев местом наибольшего накопления эфирных масел.
Содержание эфирных масел для различных растений может составлять от тысячных долей процента до 5-6 %, а для некоторых видов сырья, например, бутонов гвоздичного дерева — около 20 %.
В живых тканях растений эфирные масла могут быть рассеяны диффузно по всем клеткам ткани в растворенном или эмульгированном состоянии в цитоплазме или клеточном соке, однако чаще всего они накапливаются в особых образованиях, обнаруживаемых под микроскопом.
Различают экзогенные и эндогенные выделительные структуры.
Экзогенные образования развиваются в эпидермальной ткани и представляют собой железистые «пятна», железистые волоски и эфирномасличные железки. Железистые пятна — простейшие выделительные образования. Это мелкокапельные скопления эфирных масел сразу под кутикулой эпидермы, вызывающие отслаивание (вздутие) кутикулы. Эфирное масло вырабатывается отдельными группами выделительных клеток — «пятнами», — разбросанными в эпидермальной ткани. Такая локализация эфирных масел наблюдается в лепестках розы, ландыша, в листьях некоторых растений, в эпидермисе кроющих чешуй почек тополя и др.
Железистые волоски состоят из одноклеточной или чаще многоклеточной «ножки» и «головки» шаровидной или овальной формы, которая образована одной или несколькими выделительными клетками.
Эфиромасличные железки могут быть различного строения. Все они имеют очень короткую ножку и многоклеточные головки с разным количеством и расположением составляющих их железистых (выделительных) клеток. Так, например, у видов семейства Ясноткоцветных головка чаще всего образована восемью клетками, расположенными в виде розетки — «ромашки». По мере образования эфирного та общая кутикула этих клеток вздувается куполообразно, образуя резервуар с эфирным маслом. Железки растений семейства Астровых состоят из нескольких, чаще всего из четырёх, вертикально расположенных рядов клеток, по две клетки в каждом, причем верхние клетки функционируют в качестве выделительных, а нижележащие содержат хлоропласты и являются ассимилирующими клетками. Эндогенные образования развиваются в паренхимных тканях. К ним относятся секреторные клетки, вместилища и эфиромасличные канальцы (ходы).
Секреторные клетки могут встречаться одиночно (клетки-идиобласты) или же образуют в паренхиме слои. Клеточные стенки склонны к опробковению. Одиночные клетки имеются, например, в корневище аира, в паренхиме которого в месте соприкосновения нескольких (3-4) клеток располагается одна секреторная клетка. Типичным примером являются корневища валерианы, в слое гиподермы которой локализуются секреторные клетки. В случае, если эфирное масло состоит из веществ, растворенных в клеточном соке или цитоплазме, эфиромасличность клеток может быть обнаружена только в ходе гистохимических реакций (судан III и другие реактивы).
Вместилища эфирных масел — специальные образования в различных органах растений, в которых накапливаются эфирные масла.
Вместилища представляют собой круглые или овальные полости, встречающиеся в мезофилле листа, кожуре плодов цитрусовых, в коре и древесине некоторых растений. Вместилища образуются двояким путем — схизогенным и схизолизигенным. При схизогенном формировании вместилища в межклетники «изливаются» выделения прилегающих продуцирующих клеток, которые тем самым становятся вместилищем и эфирного масла. Межклеточное пространство далее расширяется и увеличивается в объеме за счет «раздвигания» клеток. При схизолизигенном формировании вместилищ начальные этапы его образования сходны с описанными выше, но затем окружающие полость клетки разрушаются, в результате чего вся полость увеличивается в объеме. Функцию секреторных клеток взамен лизированных (растворенных) приобретают клетки, примыкающие к полости вместилища.
Вместилища, имеющие вытянутую форму, называются эфиромасличными канальцами, которые, как и типичные вместилища, образуются схизогенно или схизолизигенно.
Секреторные образования в некоторой степени могут служить систематическим признаком. У многих хвойных они представлены в виде ходов, расположенных во всех частях растения и выделяющих эфирные масла и смолу. Среди однодольных секреторные образования встречаются у семейств Ароидные, Ирисовые, Имбирные (секреторные клетки). Весьма разнообразно представлены выделительные структуры у двудольных. Существуют семейства, которые содержат только секреторные клетки (например, представители семейства Перечные). Вместилища, разные по происхождению, имеются у видов многих семейств — Рутовые, Миртовые, Зверобойные и др. Канальцы с эфирными маслами типичны для плодов Зонтичных. Ходы и вместилища встречаются у Зверобойных. Исключительно велико разнообразие железистых волосков и железок, которые порознь или при совместном сочетании могут характеризовать отдельные семейства, например, Ясноткоцветные, Астровые, Валериановые.
Характер секреторных образований, их количество и размеры неразрывно связаны с количеством образующихся в растениях эфирных масел. В сырье растений, имеющих экзогенные образования, большее количество эфирного масла получают из железок, а не из железистых волосков. Растения порядка Ясноткоцветные более богаты эфирным маслом, по сравнению с видами семейства Астровые, поскольку в первом случае эфирное масло продуцируется всеми 8 выделительными клетками, а во втором — из 8 клеток продуцирующими являются только 2 верхние.
К настоящему времени накоплен большой объем экспериментальных данных по биотической: антимикробной, антифунгальной, антивирусной активности веществ, выделяемых высшими растениями в связи с широким использованием в практической деятельности. Это нашло отражение в многочисленных работах советских ученых: Б.Ю. Айзенман,  М.Н.  Артемьева,  А.С.  Бондаренко,  Д.Д.  Вердеревского,  С.А.  Вичкановой,  А.М. Гродзинского, В.Г. Дроботько, Н.М. Макарчук, Г.В. Поруцкого, И.Ф. Сацыперовой, А.Н.Скворцовой,  Н.С.  Слюсаревской,  В.В.  Снежко,  Б.П.  Токина,  А.А.Часовенной,  Н.Т. Чиркиной, Т.В. Хорт, и мн.др.
За всю историю изучения «нового класса веществ – фитонцидов», даже в начале XXI века они, как новый класс органических соединений, в чистом виде так и не были выделены из растений и ни как не идентифицированы их возможные активные компоненты,  не  установлена  их  структура.  К  настоящему  времени  известно,  что  живые растения выделяют в атмосферу большое число веществ разных классов органических соединений – углеводороды, кетоны, лактоны, спирты, органические кислоты, сложные эфиры, моно-, ди-, три- и сесквитерпены и их спирты, алифатические а- и бициклические сесквитерпеноиды, фенолы, фенилпропаноидные и другие соединения, которых выделено около 1500. Значительная часть этих веществ входит в состав эфирных масел,  синтезируемых  растениями.  Постоянно  изучают  во  всем мире  биологическую активность других классов соединений, выделяемых из растений, часто малолетучих или  вовсе  не  летучих  органических  веществ:  алкалоидов,  флавоноидов,  полисахаридов, гликозидов, сапонинов, экдизонов и т.д., которые так же проявляют абиотический эффект в отношении значительного числа микроорганизмов (бактерий, грибов, вирусов, простейших). 
Важным критерием для полного прекращения использования термина «фитонциды» является то, что этимологически он был создан не корректно, так как не правильно отражал отмечаемую суть явлений. Ибо по-гречески «phyton» – это растение, в сложных словах – «относящийся к растениям», а «caedere» в латинском – значит убивать. Таким образом, если по этой аналогии термин «бактерицидный» – означает убивающий бактерии, то «фитонцидный» – это убивающий растения, но ни как не растения, убивающие микроорганизмы или «яды растений» (по Б.П. Токину)… Для отражения явления убийства растений существует международный термин гербицид (от латинского herba – растение и + caedere убивать).  Это  известные синтезированные  органические  вещества,  применяемые для уничтожения растений (например, для борьбы с сорняками): атразин, бетанол, нитразин, симазин, раундап и их многочисленные производные. Все они известного химического  состава,  чем  принципиально отличаются  от  «фитонцидов»,  для  которых так  и нет данных по их химическому составу, структуре и отнесению к какому-нибудь классу химических веществ с названием «фитонциды». 

Мы пользуемся термином летучие фитоорганические вещества или ЛФОВ, предложенным  исследователем  летучих  веществ  в  отечественной  медицине  –  Л.З. Гейхманом. Вкладываем в это понятие «летучие выделения растений», которые  в  условиях  естественного  произрастания  или  в  условиях  закрытых  пространств выделяют в окружающую атмосферу вещества, оказывающие выраженный санационный эффект на условно-патогенную и патогенную микрофлору». ЛФОВ живых тропических и субтропических растений, предлагаемых для содержания в помещениях обеспечивают:  очистку  воздуха  от  болезнетворной  (патогенной  и  условно-патогенной) микрофлоры; очистку воздуха от производственных и бытовых газов и пыли; создание чистого, комфортного и увлажненного воздуха помещений; звукопоглощение; обогащение воздуха биогенными веществами, благотворно действующими на общее состояние  организма  человека;  эстетически  приятную  и  комфортную  обстановку,  снимающие стрессовые состояния.